Проект Федеральной инновационной площадки

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ на базе ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации-заявителя в сети Интернет:

Мониторинг образовательных результатов на всех ступенях общего образования для обеспечения государственно-общественного управления образованием.

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации-заявителя (вставить цитату из документа):

  • Федеральная целевая Программа развития образования на 2011 - 2015 годы«Целью Программы является… развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года «Петербургская Школа 2020»«Перейти к государственно-общественной системе оценивания образовательных результатов, т. е. отказаться от ведомственной оценки, основанной на суждениях сотрудников управленческих органов, и перейти к оценке, основанной на заключениях экспертов»
  • Программа развития системы образования Петроградского района Санкт-Петербурга на 2011-15 гг.«Создание системы оценки качества образовательных результатов и организация мониторинга качества образования в районе, что позволит управлять процессом повышения качества образования по показателям ресурсов, процессов и результатов, а не только результатов».
  • Модельная методика общественно-профессиональной оценки деятельности образовательного учреждения«Разработка и формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования».
  • Модельная методика комплексной оценки результатов и качества образования на всех ступенях школьного образования«Разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования»

Инновационные механизмы в той или иной сфере образования на федеральном или международном уровнях, которые будут разработаны в результате реализации проекта:

  • концепция системы информационного обеспечения государственно-общественного управления образованием на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа;
  • технология оценки образовательных результатов на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа, включающая содержание оценки, алгоритмы получения, обработки и представления её результатов;
  • методические рекомендации по применению результатов оценки образовательных результатов для государственно-общественного управления образованием на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа;
  • апробация системы информационного обеспечения государственно-общественного управления образованием на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа.

Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта:

Анализ качества обучения в петербургских школах позволил выделить ряд проблем, связанных с измерением достижений учащихся, где ЕГЭ – ведущий, но не единственный формат оценки достижений. Пока результаты образовательной деятельности анализируются в основном на уровне образовательного учреждения при прохождении процедуры аккредитации. На уровне отдельного учащегося, района или всего региона эти данные почти не обобщаются и не рассматриваются. Содержательный анализ возникающих у учащихся и учителей проблем широко не проводится.

Следовательно, имеется проблема дополнения существующих технологий оценки, новыми, позволяющими давать текущую оценку достижений учащегося, учителя, школы, района.

Не менее важна проблема развития методов анализа и интерпретации результатов оценки для использования их в управлении образовательной деятельностью учащимся, родителями, учителем, в школе и районе. Эти проблемы особенно актуальны в свете требований вводимых государственных стандартов общего образования к образовательным учреждениям в части оценки результатов образования.

Цель проекта - разработка системы независимой оценки соответствия содержания подготовки учащихся общеобразовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта для информационного обеспечения управления образовательной деятельностью органами государственно-общественного управления в школе, районе, городе; а также обеспечить привлечение к управлению образовательным процессом в качестве активных субъектов родителей и учителей.

На основе данной системы предполагается создание комплекта методических рекомендаций по организации мониторинга, отдельных его процедур и применению результатов оценки в управлении образовательными учреждениями и системами.

Срок реализации проекта: 4 года

Краткое описание ожидаемых продуктов проекта:

Концепция системы информационного обеспечения государственно-общественного управления образованием на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа.

Модель текущей оценки образовательных результатов, включающая алгоритмы получения, обработки и представления результатов оценки

  • Алгоритмы проведения мониторинга образовательных результатов (предметных и метапредметных) на всех ступенях общего образования;
  • Алгоритмы обработки (в т.ч. автоматизированной) результатов мониторинговых исследований на всех ступенях общего образования;
  • Алгоритмы представления результатов мониторинговых исследований, дифференцированные по адресату (обучающимся, родителям, органам общественного управления образованием, органам государственного управления образованием).

Методические рекомендации по применению результатов оценки образовательных результатов для государственно-общественного управления образованием на уровне учащегося, учителя, класса, образовательного учреждения, образовательного округа.

  • Рекомендации по применению результатов в области управления кадрами, методической работы, организации образовательного процесса.

Программа повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по теме оценки качества на основе мониторинга образовательных результатов.

Эффективность проекта:

Ожидаемые эффекты проекта:

  • Получение результатов независимой оценки качества образования (образовательных результатов).
  • Повышение уровня информационного обеспечения управления образованием.
  • Расширение возможностей индивидуализации оценки образовательных результатов.
  • Усиление роли системно-деятельностного подхода в педагогической практике.

Основные подходы к оценке эффективности проекта:

  • Оценка эффективности проекта производится в соответствии с достигнутыми результатами, обеспечивающими эффективное управление образовательной системой или образовательным учреждением.Должны быть получены следующие результаты:
    • алгоритмы оценивания образовательных результатов;
    • алгоритмы получения, обработки и представления результатов оценки образовательных результатов;
    • методические рекомендации по применению результатов оценки образовательных результатов для управления образовательным учреждением или образовательной системой;
    • аналитический отчет о результатах апробации технологии.
  • Критериями оценки эффективности проекта будут также:
    • оценка результатов этапов исследования педагогической и родительской общественностью, независимыми экспертами;
    • изменения в результатах образовательной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, принимающих участие в проекте.

Основные риски проекта и пути их минимизации:

Нарушение процедур мониторинга.Недостаточно активное использование результатов оценки в управленческой практике.Реализация программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по теме оценки качества и использованию результатов оценки образовательных результатов.Методические рекомендации по применению результатов оценки образовательных результатов для управления образовательным учреждением или образовательной системой Неполнота критериев оценки образовательных результатов Корректировка и доработка критериев после анализа результатов апробации и обсуждения с педагогической и родительской общественностью.

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта:

Образовательные учреждения, районные и городские образовательные системы, родительская общественность.

Документы: