РОЭП ГОУ № 77

Полное наименование ОУ по Уставу Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга
Инновационный статус ОУ Районная опытно-экспериментальная площадка
ФИО руководителя ОУ Фатеева Нина Владимировна
Телефон ОУ 233-04-36
Электронная почта school077@mail.ruschool0077@yandex.ru
Адрес сайта в Интернете www.school77.spb.ru
Кем и когда присвоен инновационный статус Распоряжение Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 05.07.2010 №659-р «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Петроградского района в 2010-2011 учебном году»
ФИО научного руководителя ОУ, звание, должность, основное место работы консультант – Эрлих Олег Валерьевич, д.п.н., руководитель института психолого-педагогического образования СПб АППО
Тема опытно-экспериментальной работы Организация образовательного процесса на начальном этапе общего образования в условиях внедрения ФГОС
Срок действия статуса 01.09.2010 – 31.08.2013
Краткая аннотация (актуальность, новизна, интерпретация темы) Современные требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
При этом важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике происходит переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащихся в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Соответственно специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
В условиях перехода к стандартам нового поколения, изменения целей образования, требований к содержанию, результатам и условиям образовательного процесса, востребованными являются методики, способствующие решению таких задач, как:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие творческого мышления, навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию;
  • развитие умения общаться, работать в коллективе, коммуникативной компетентности;
  • умения работать с информацией и учиться.
ГОУ СОШ №77 с начала 2000-х годов успешно работала над темой «Общеучебные умения и навыки». Результатом явилась программа формирования ОУУиН, был открыт районный ресурсный центр по родственной тематике. Поэтому коллектив школы обладает необходимыми навыками и возможностями для опытно-экспериментальной работы в данном направлении в новых условиях.
Цель ОЭР создание условий для организации образовательного процесса на начальном этапе общего образования в условиях внедрения ФОГС и повышения уровня познавательной активности учащихся.
Задачи ОЭР
  1. Подготовка педагогов начальной школы к работе в условиях внедрения ФОГС.
  2. Отбор методик и технологий для формирования УУД.
  3. Анализ условий и создание системы внеурочной деятельности в начальной школе.
  4. Создание системы отслеживания результатов.
  5. Отработка различных способов взаимодействия школы и семьи по вопросам организации образовательного процесса.
Прогнозируемые результаты Развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение активности родителей в вопросах организации образовательного процесса, повышение качества образования за счет систематического использования инновационных методик и технологий, повышение уровня сформированности УУД учащихся начальной школы.
Конечный продукт Образовательная программа начального общего образования, содержащая модульные образовательные подпрограммы:
  • Модуль «Формирование ранней профилизации в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов».
  • Модуль «Система внеурочной деятельности учащихся начальной школы» в соответствии со стандартами второго поколения.
  • Модуль «Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы».
Методическое обеспечение для формирования УУД.
Деятельность площадки за 2010/11 учебный год Проведены:
  • Методический совет школы с обсуждением стратегических и тактических вопросов организации ОЭР;
  • Проведены семинары и круглые столы для учителей начальной школы по вопросам формирования УУД. Выявлен уровень подготовки педагогов начальной школы по вопросам введения ФГОС, составлен план направления на курсы;
  • Производственное совещание «Стандарты второго поколения»;
  • Педагогические советы школы по темам «Формирование ключевых компетенций учащихся как один из способов социализации личности» и «Портрет современного учителя»;
  • собрания родителей будущих первоклассников «Содержание ФГОС» и «О новых образовательных программах Образовательной системы “Школа-2100”»;
  • открытое мероприятие для учителей школы и района;
  • апробация интегрированных контрольных работ;
  • ряд совместных мероприятий с родителями учащихся;
  • фото-видеосъемка уроков, внеурочных мероприятий и занятий в ОДОД;
Организовано:
  • участие в работе учителей в работе районных и городских семинаров по вопросам внедрения ФГОС;
  • Организовано внутришкольное обучение учителей по работе с современными техническими средствами и использованиием ИКТ на уроках в начальной школе;
  • изучение литературы (педагогической, психологической, методической);
  • ознакомление с опытом ОУ других регионов, участвующих в государственном эксперименте;
  • работа группы по созданию ООП начального общего образования;
  • взаимопосещение уроков учителями начальной школы;
  • изучение технологий в Образовательной системе “Школа-2100”, проведено сопоставление технологий системы Занкова (и других, используемых в ГОУ № 77) требованиям ФГОС;
  • психологическое сопровождение ОЭР:
    • определены рамки психологического сопровождения всех участников образовательного процесса,
    • начата подготовка методической базы для организации мониторинга.
Начато создание баз данных методических материалов: тематических сайтов, литературы; Составлена система качества для начальной школы ГОУ №77