Инновационные образовательные технологии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр повышения квалификации специалистов

Петроградского района Санкт-Петербурга

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

Образовательная программа

дополнительного

профессионального образования

 (повышения квалификации)

 

«Инновационные образовательные технологии» 


                                                                                       Автор-разработчик:

                                                                            Лукашкин С.С.

                                                                                               руководитель лаборатории ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время перед учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования стоит задача совершенствования профессиональной компетентности учителя в соответствии с направлениями, определенными федеральными и региональными стратегическими документами.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает, что результатом образования являются «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». Для того чтобы обеспечить подобный результат, необходимо принципиальное изменение структуры образовательного процесса, широкое использование инновационных образовательных технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся.

В соответствии с поставленной задачей, а также в рамках поддержки реализации целевой программы «Доступность качества» Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020» и разработана данная образовательная программа.

Целью данной программы является совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области инновационных образовательных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создать условия для понимания и принятия педагогами целей и задач ФГОС;
  • ознакомить педагогов с образовательными технологиями, позволяющими реализовать требования ФГОС;
  • рассмотреть современные технологии оценки результатов обучающихся (предметных и метапредметных);
  • совершенствовать навыки образовательного проектирования педагогов.

Программа «Инновационные образовательные технологии»  представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, призванных сформировать у педагогов целостную систему знаний о  возможностях инновационных образовательных технологий и преимуществах их  использования. Курс рассчитан на 72 часа, включающие лекционные и практические занятия, консультационные часы и время для самообразования.

Программа  адресована слушателям системы повышения квалификации: учителям начальной школы, педагогам и  воспитателям ДОУ,  учителям - предметникам ГОУ.

Особенностью программы является наличие инвариантной и вариативной частей. Вариативная часть носит адресный характер и нацелена на одну из трех основных категорий слушателей:

  • учителя начальной школы;
  • педагоги и воспитатели ДОУ;
  • учителя – предметники ГОУ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Практическая значимость программы определяется необходимостью:

  • формирования у обучающихся и воспитанников ключевых компетенций;
  • овладения педагогами основным набором инновационных образовательных технологий

В образовательной программе реализованы следующие принципы:

  • модульности;
  • вариативности;
  • интерактивности.

Технологии реализации образовательной программы

Одним из важнейших условий успешной реализации программы является активная позиция каждого обучающегося, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса. Содержание программы повышения квалификации педагогов ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого программой предусмотрены разные формы работы: работа в группах, проектирование, коллективная мыследеятельность.

Ресурсное обеспечение

Кадры. Реализацию программы планируется осуществлять силами методистов ИМЦ. При проведении практических занятий активно привлекаются педагоги, имеющие опыт использования инновационных образовательных технологий, педагоги, успешно реализующие образовательные проекты.

Материально-техническая база.

Реализация программы предполагается на базе ИМЦ Петроградского района. Аудитории научно-методического центра имеют все необходимое техническое оснащение для проведения аудиторных занятий по программе.

Ожидаемые результаты:

  • расширение представлений педагогов об инновационных образовательных технологиях;
  • овладение методикой организации учебной деятельности с использованием указанных технологий;
  • создание ряда методических разработок с использованием инновационных образовательных технологий, авторские проекты.

При реализации программы возможны следующие риски:

Образовательная программа реализуется для нескольких категорий педагогических работников с различными образовательными потребностями. Профилактика указанного риска осуществляется при реализации вариативной части программы, включающей консультационные часы, которые позволяют учитывать конкретные запросы слушателей, вариативная часть программы наполняется содержанием «под заказ».

Диагностика и формы контроля.

Для увеличения мотивации слушателей, а также учитывая новые требования аттестации педагогических работников, слушателям предлагается выбрать в качестве форм контроля одну или несколько из следующих:

  • разработка урока с использованием инновационных образовательных технологий (конспект и презентация, выполненная в PowerPoint, возможно, презентация, которая демонстрируется учащимся);
  • защита авторского проекта (педагогического или социального);
  • выступление с докладом на итоговом семинаре для слушателей курсов и педагогов ОУ и ДОУ района.

 

Учебно-тематический план образовательной программы

«Инновационные образовательные технологии»

 

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теории

практики

консуль- тация

самостоятельная подготовка

1.

Инновационные образовательные технологии. Введение

9

3

 

3

3

2.

Кейс-технологии

9

2

1

3

3

3.

Исследовательские и проектные методы

9

2

1

3

3

4.

Технология развития критического мышления

9

2

1

3

3

5.

Проблемное и развивающее обучение

8

2

1

2

3

6.

ИКТ и дистанционное обучение

8

2

1

2

3

7.

Оценочная деятельность при использовании инновационных образовательных технологий и инновационная система оценки

8

2

1

2

3

 

Консультации при подготовке зачетной работы

8

 

 

8

 

8.

Итоговый семинар

4

 

4

 

 

Итого

72

15

10

26

21

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 1. Инновационные образовательные технологии (ИОТ). Введение (9 часов)

Понятия «образовательные технологии», «педагогические технологии», «инновация». Классификация ИОТ. Требования ФГОС. Системно-деятельностный подход. Универсальные учебные действия. Ключевые компетентности обучающихся.

 2. Кейс-технологии (9 часов)

Классическое и постклассическое образование. История возникновения кейс-технологии, ее предназначение. Дидактические принципы. Виды кейсов и требования к ним. Этапы работы с кейсом. Критерии оценки кейсов.

 3. Исследовательские и проектные методы (9 часов)

Сущность проектной деятельности. Виды проектов. Типологические признаки проекта.  Структура проектной деятельности. Проектная деятельность школьников. Педагогическое проектирование. Методические рекомендации по организации проектной  деятельности школьников. Этапы проектной деятельности. Методы, применяемые при проектировании. Требования к оформлению проектной документации. Оценка результатов проектной деятельности школьников.

 4. Технология развития критического мышления (9 часов)

Понятие критического мышления. История возникновения технологии. Принципы развития критического мышления. Формы и средства развития критического мышления. Основные приемы.

 5. Проблемное и развивающее обучение (8 часов)

Принципы и технологии развивающего обучения. Проблемный подход. Проблемная лекция, круглый стол, семинар-дискуссия.

 6. ИКТ и дистанционное обучение (8 часов)

Виды ИКТ. Информационная компетентность. Информационно-технологическая компетентность. Принципы дистанционного обучения. Программа дистанционного обучения.

 7. Оценочная деятельность при использовании инновационных образовательных технологий и инновационная система оценки (8 часов)

Особенности современных систем оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов. Личностные результаты образования. Система оценивания и УМК. Опыт петербургских школ в области оценки качества образования.

 8. Консультации при подготовке зачетной работы (8 часов)

В качестве зачетной работы обучающиеся могут выбрать разработку урока с использованием инновационных образовательных технологий (конспект и презентация, выполненная в PowerPoint, возможно, презентация, которая демонстрируется учащимся); защиту авторского проекта (педагогического или социального); выступление с докладом на итоговом семинаре для слушателей курсов и педагогов ОУ и ДОУ района.

 9. Итоговый семинар (4 часа)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Просвещение, 1982. – 199с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М., 1989.
  3. Бургин М.С. Инновации и новизна педагогики // Советская педагогика. – 1989. – №12.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М., 1991.
  5. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.
  7. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии. – СПб., 2004
  8. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
  9. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
  10. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
  11. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
  12. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.
  13. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
  14. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
  15. Кларин В.М. Педагогические технологии. – М.: Знание, 1988.
  16. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  17. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  18. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  19. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
  20. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Ч.1.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.
  21. Лаврентьев Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994.
  22. Лаврентьева Н.Б. Модульный пакет «Мотивация учебной деятельности учащихся ПТУ и лицеев». – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1995.
  23. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998.
  24. Лаврентьева Н.Б. Педагогические технологии: Технология учебного проектирования в системе профессионального образования : учебное пособие / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: АлтГТУ, 2003.
  25. Лаврентьева Н.Б. Практикум по педагогике. Шесть операционных модулей : учеб. пособие. – Барнаул: Изд-во ААЭиП, 1996.
  26. Лаврентьева Н.Б. Словарь терминов и понятий курса «Педагогика». – Барнаул: АлтГТУ, 1995.
  27. Лаврентьева Н.Б. Технология учебного проектирования: информационная карта : метод. пособие / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: АлтГУ, 2001.
  28. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.
  29. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – Ульяновск, 2005
  30. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
  31. Неудахина Н.А. Педагогика. Модульное обеспечение курса. Часть 1: Теория воспитания : учебно-метод. пособие / Н.А. Неудахина, Т.С. Бу­шуева. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
  32. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
  33. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
  34. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
  35. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
  36. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
  37. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - СПб, 1996.
  38. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
  39. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10
  40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  41. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10
  42. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
  43. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. – Новокузнецк: ИПК, 2000.
  44. технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
  45. Федорова Т.С. Развитие творческого воображения как основа для формирования сильного мышления : метод. разработка по спецкурсу «Теория решения изобретательских задач» для студентов ФИПИ специальности ПОС. – Барнаул: АлтГТУ, 1999.
  46. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
  47. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. – 1993. – №3.
  48. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
  49. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989.
  50. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. – Л., 1991.
  51. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.